- Китайская поделка B80VJ
- Блицкриг от G-Wagon – концепт LAPV 6.X
- Краеугольный камень будущего предприятия: Разработка модели Puch G
- Технические характеристики Mercedes Unimog
- Три десятилетия Pinzgauer
- Основные вехи истории Унимога
- MaxiMog
- Самый мужской автомобиль Mercedes G-klass
- Зрелый Возраст
- За Линией Фронта.
- Война по Хамски
- Автомобили Puch
- Mercedes-Benz новый GL-класс
- Mercedes-Benz Unimog 5.7(1970's)
- Mercedes-Benz GL
- Mercedes Gelandewagen
- G-класс
- Mercedes-Benz/Steyr-Puch G-klasse (G461/G463) (1979-1989...)
- Технические характеристики Mercedes G-класс1979-1994гг.
- Технические характеристики Mercedes G-класс 1994-2000гг.
- Технические характеристики Mercedes G-класс 2000-...гг.
- Самый лучший в мире ВНЕДОРОЖНИК
MaxiMog
Те, кому довелось посетить Диснейленд – американский, французский или японский, – хорошо представляют себе, сколько труда и фантазии потребовалось для создания чудес, которым так радуются посетители – от мала до велика. Между тем, в основе этих аттракционов – сложнейшая техника. Творят ее инженеры-волшебники специализированной компании Walt Disney Imagineering – их около ста человек. А командовал ими до недавнего времени герой нашего рассказа... Разрешите представить: симпатичный бородач Брэн Феррен, американец, 48 лет от роду. Выпускник Массачусетского технологического института. Живет вИст-Хэмптоне, штат Нью-Йорк. В настоящее время – президент и владелец калифорнийской компании Applied Minds, Inc. С 1993-го и до прошлого года – президент (исследования и разработки) компании Walt Disney Imagineering. Видимо, механические чудеса, которые создавались там под его руководством, навели Брэна на мысль построить что-нибудь этакое и для себя. Так появился MaxiMog, транспортное средство для экстремальных экспедиций, которое сам Брэн – человек технический и, следовательно, системный – называет MaxiMog Global Expedition System. Не просто транспортное средство, а система!
- Меня привлекает все, что нам оставила история – будь то геология, палеонтология или архитектура. Я, например, с удовольствием занимаюсь охотой за
костями динозавров. И вот мне захотелось получить возможность объехать земной шар, забраться в места, которые считаются недоступными, – рассказывает Брэн. – Человечество тратит огромное количество времени, усилий и денег на исследования других планет, а большие пространства Земли толком до сих пор не изучены. Нынешняя экспедиционная техника – совершеннейший примитив. Почему-то сложилось мнение, что экспедиция – это непременно отказ от достижений цивилизации. Мокнуть под дождем, питаться консервами... Не согласен, и не собираюсь лишать себя комфорта даже посреди Сахары. Я должен иметь возможность после дневных трудов достойно поужинать (моя подруга Робин отлично готовит), после чего в комфорте полазить по Интернету, найти эксперта, посоветоваться с ним в реальном времени... Потребовался год, чтобы понять, как это можно сделать, и три года – чтобы построить MaxiMog. Будем считать, что это первая попытка.
- Так что же такое эта «система MaxiMog»?
- Это не просто автомобиль, это целое «сообщество», все элементы которого тесно взаимодействуют друг с другом. Здесь есть главная машина-тягач, есть прицеп-трейлер, в котором можно жить и работать. Есть внедорожный мотоцикл, радиоуправляемый самолетик, катер и погружаемый аппарат (последние два пока в проекте) для водно-подводных исследований. Все это связано друг с другом посредством электроники, поэтому я и называю караван MaxiMog системой – единым организмом...
Головная машина имеет размеры 6223х2006х2997 мм, колесная база составляет 2768 мм. Снаряженная масса тягача – 6 тонн, с полной нагрузкой – 7,5 тонн. MaxiMog построен на базе Unimog U90, отсюда и название. Но исходное шасси модифицировано – родных узлов осталось процентов двадцать-тридцать.
Двигатель заменен на 5,7 л V-образную восьмерку LS-1 корпорации General Motors, развивающую мощность 360 л.с. Подвеска пневматическая, с электронным управлением, есть функция самовыравнивания. Дорожный просвет регулируемый, амортизаторы с вынесенными резервуарами обладают переменной жесткостью. Всем этим хозяйством управляет специальный компьютер. Имеется система управления давлением в шинах, причем не только тягача, но и трейлера...
Подробное описание электронного оборудования MaxiMog заняло бы полжурнала. Четыре мощных компьютера в тягаче, три в прицепе, плюс отдельные микропроцессорные устройства, управляющие движением и жизнедеятельностью каравана. Систем связи, в том числе глобальной, – немерено. Только различных антенн 26 штук. Спутниковая навигация – само собой. Система ночного видения – тоже. Видеокамеры – во все стороны. Выдвижная наклоняющаяся мачта способна поднять на 15-метровую высоту не только наблюдательно-осветительное оборудование, но и человека (грузоподъемность – 150 кг). Впрочем, чтобы оценить электронную начинку машины по достоинству, достаточно взглянуть на снимки...
- На что способен MaxiMog?
- Должен подчеркнуть, что эта машина – для длительных серьезных экспедиций, а не для внедорожных развлечений по выходным или состязаний на специально подготовленных трассах, где энтузиасты выясняют, чей автомобиль «проходимее». Тем не менее, возможности у MaxiMog неплохие. Ходы подвески превышают 500 мм, минимальный дорожный просвет составляет 635 мм. Блокирующиеся дифференциалы, пониженный ряд трансмиссии, центральная система подкачки шин... MaxiMog с 6-тонным трейлером способен взобраться на уклон до 45 градусов и преодолеть брод глубиной под два метра (трансмиссия герметизирована и находится под избыточным давлением). Перевалить метровой высоты бугор – легко. Два топливных бака обеспечивают запас хода по шоссе около 2000 км.
- Трейлер на бездорожье не мешает?
- Шасси трейлера во многом повторяет конструкцию MaxiMog. Тот же дорожный просвет, те же пневматическая регулируемая подвеска и амортизаторы. Кроме того, прицеп оснащен автономным генератором мощностью 25 кВт, которой хватает не только для освещения, обогрева или охлаждения, но и для работы гидравлического привода колес – каждое оснащено соответствующим мотором. В тяжелых условиях караван превращается из 4х4 с прицепом в полноценный 8х8, причем все подвески работают согласованно. Передние колеса трейлера к тому же управляемые, и радиус разворота всего каравана такой же, как у головной машины-тягача. На парковке прицеп способен маневрировать самостоятельно.
- А если все же застрянете?
- Есть гидравлические лебедки спереди и сзади (каждая развивает усилие до 10 тонн), многочисленные домкраты и множество других приспособлений – вытащим.
Приспособлений, надо сказать, в караване хватает – от герметичной (может работать под водой) цепной пилы с гидравлическим приводом до сварочного аппарата. А «аптечка» включает в себя даже портативные кардиограф и дефибриллятор.
- Подножки расположены низковато, цеплять кусты будут...
- Да, это все отмечают. Однако они имеют пневматический привод и на ходу убираются. Еще часто спрашивают, зачем так много хрома на кузове. Это не хром, а полированная нержавейка – и коррозии не боится, и пачкается меньше.
- Понятно... Но перед тем, как добраться до дикой природы, придется ехать по обычному шоссе. Не остановят? Под мостом пройдет?
- Никаких проблем. Правда, нужны профессиональные «права» – машина проходит по категории «тяжелый грузовик». Что же касается высоты... У MaxiMog она такая же, как у исходного Unimog. Но дорожный просвет регулируется, в нижнем положении и если выпустить воздух из шин, высота машины уменьшается на метр. По хорошей дороге MaxiMog уверенно держит 140 км/час, и высота не сказывается. Центр масс гораздо ниже, чем у Unimog, поскольку самые тяжелые элементы – двигатель, аккумуляторы, топливные баки – размещены внизу. Кроме того, есть стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади, да и самовыравнивающаяся подвеска свое дело делает...
Теперь трейлер. Построен из слоистых термо- и электроизолированных панелей. В походном строю по габаритам повторяет головную машину и выглядит как обычная прямоугольная коробка на колесах – все остекление прикрыто. На стоянке же происходит чудо. Нажатие кнопки, пятиминутное жужжание электромоторов – и из боковин «коробки» выдвигаются кухня и ванная комната, а крыша поднимается, освобождая пространство для спальни. (Спальня, между прочим, – со стеклянной крышей, чтобы видеть звезды.) Общий жизненный объем трейлера при этом увеличивается в два раза...
- Кухня MaxiMog, когда она выползает из трейлера, – это такая высокотехнологичная улитка, которая гораздо быстрее обычной. Здесь я могу легко приготовить роскошный ужин, скажем, на День Благодарения даже в южноамериканских джунглях, – говорит Робин.
Немудрено – здесь есть все, что душе угодно, даже отдельная машинка, которая варит каппучино. Брэн умудрился продублировать в MaxiMog все основные причиндалы 95-метровой кухни своего дома в Ист-Хэмптоне – с ее тремя холодильниками, двумя плитами, многочисленными жаровнями... Даже столик в жилом отсеке имеет гидравлический привод для регулировки по высоте.
Байк. Его назначение – добраться туда, куда даже MaxiMog дойти не сможет. Кроме того, на байке можно обследовать местность. Это дорожно-внедорожный мотоцикл BMW R1150GS, «улучшенный и дополненный». Улучшения связаны главным образом с усилением всего, что только можно (керамическое сцепление, генератор, подвеска и амортизаторы, масляный радиатор) и установкой разнообразной защиты. Дополнения в основном касаются электроники. Имеются интерком между водителем и пассажиром, телефонная и радиосвязь с головной машиной, универсальный UHF/VHF/HF трансивер, навигационная система GPS, видеокамера, транслирующая изображение в MaxiMog, спутниковый телефон Globalstar и даже электронная почта. Всем электронным хозяйством управляет компьютер.
В походном состоянии байк закреплен на специальной подвеске, которая опускает-поднимает его посредством электропривода. Вся электроника мотоцикла при перевозке постоянно подключена к компьютерам MaxiMog, а аккумулятор находится в режиме подзарядки.
- Почему выбор пал на BMW и именно на эту модель?
- У BMW R1150GS – из всех тяжелых мотоциклов, которые мне известны, – оптимально сочетаются дорожные и внедорожные возможности.
Упомянутый выше самолетик конструкции Aerovironment Corp. предназначен для разведки местности. Он снабжен видеокамерой, которая передает изображение в MaxiMog или трейлер, и гироскопическим стабилизатором. Привод пропеллера электрический, литиевый аккумулятор обеспечивает 30 минут полета. Маршрут можно запрограммировать или же управлять самолетиком дистанционно. Дальность действия – 15 километров...Брэн Феррен – автор общей концепции MaxiMog. Технической проработкой и системным интегрированием занимались специалисты его компании Applied Minds. А непосредственно «строительством» каравана – немецкая компания Unicat, профиль которой – проектирование и изготовление специальных внедорожных автомобилей по индивидуальным заказам. Возглавляет ее Томас Риттер (на снимке в синей рубашке).
Первое путешествие, в которое отправился MaxiMog, совершенно не походило на внедорожную экспедицию. Прилетев из Германии в США, караван отправился прямехонько... в Музей современного искусства, что в Нью-Йорке. Там он экспонировался три месяца – с февраля по май нынешнего года. Попасть в этот музей дано далеко не каждому... Кстати, его сотрудники между собой называли новый экспонат не MaxiMog, а BranMog – по имени создателя. По-русски напрашивается: Брэн – мог. Не только мог, но и смог...
- Брэн, ваши родители – люди искусства. Теперь и ваше произведение попало в музей, да еще в какой! Приятно?
- Мне никогда не нравилось распространенное мнение, что искусство и наука, дизайн и технология – взаимоисключающие вещи. Вы не поверите, насколько сильны предубеждения художников и ученых относительно друг друга! MaxiMog в Музее современного искусства – свидетельство того, что искусство и науку можно успешно объединить.
- Что дальше?
- MaxiMog в реальных условиях еще не опробован, и пускаться в серьезные путешествия пока рано. Сейчас он направляется в Сан-Франциско – через весь континент. Впереди, этим летом, – испытательный полигон в Неваде, а там посмотрим. Но думаю, чтобы полностью довести MaxiMog до ума, потребуется еще год-полтора.
, MaxiMog – это коммерческий проект? Хотите наладить производство и продажу?
- Нет. Я делал его для себя и только для себя.
На неизбежный вопрос, во что обошлось создание MaxiMog, Брэн ответил сдержанно: «Стоил он, конечно, дороже, чем HUMMER, но все же дешевле, чем Boeing».
Источник: Фото MOMA/AMI. © Журнал «МОТОР» 1996–2006.