Mercedes-Benz/Steyr-Puch G-klasse (G461/G463) (1979-1989...)

Этот австро-германский автомобиль разработан совместно во второй половине 1970-х австрийским Sheyr-Daimler-Puch и тогда еще западногерманским Daimler-Benz.

Конструкторы компании Steyr-Puch использовали при создании этого армейского по назначению внедорожника (отсюда, кстати, такой брутально-граненый дизайн и плоские стекла, включая ветровое) свой богатейший опыт в области конструирования шасси разнообразных вездеходов. Привлечение же к проекту "Explorer" могущественнейшего Daimler-Benz, предоставившего свои двигатели и сбытовую сеть, позволило предложить автомобиль и для нужд бундесвера.

Семейство "джипов" со сварной лонжеронной рамой коробчатого сечения и зависимой подвеской обоих мостов на пружинах и продольных рычагах (на переднем мосту также торсионный телескопический стабилизатор) пошло в производство в феврале 1979 года. Под маркой Puch G этот внедорожник начали продавать в Австрии и Швейцарии (позже и в восточноевропейских странах). На прочие рынки модели заводской серии G461 шли под маркой Mercedes-Benz G. Индексы моделей: 230 G, 240 GD, 280 G и 300 GD означают рабочий объем, как это и принято для легковых автомобилей Mercedes-Benz. Литера D означает дизель, a Gelandewagen можно перевести как автомобиль повышенной проходимости. В семейство вошли модели с двумя колесными базами (2400 или 2850 мм) и соответственно длиной 3945 или 4395 мм (ширина у всех по 1700 мм, а высота в зависимости от типа кузова 1925 или 1970 мм). В первоначальную гамму вошли короткобазные четырехместные: 3-дверные универсал и кабриолет грузоподъемностью до 620 кг (на крыше универсала не более 150 кг и прицеп, оборудованный тормозами, массой не более 2,6 т) с объемом багажника от 745 до 1730 л и длиннобазные: 5-дверный семиместный универсал грузоподъемностью до 795 кг (из них до 200 кг на крыше и прицеп массой не более 3,5 т с тормозами) с багажником от 1340 до 2590 л, а также 3-дверный фургон (820 кг в грузовом отсеке объемом 3,04 куб.м.). На кабриолеты мелкие фирмы иногда ставили взамен мягкого верха пластиковую легкосъемную крышу (на нее багажник крепить, естественно, нельзя).

Первоначально Gelandewagen оснащали проверенными двигателями от легковой модели Mercedes-Benz W123: два четырехцилиндровых бензиновых карбюраторных М115 (2,3 л; 90 и 102 л.с.) и шестицилиндровый M110 мощностью 150 л.с. - этот 2,8-литровый вариант был, конечно, весьма хорош, но расход высокооктанового бензина доходил до 22,4 л/100 км. Поэтому многие предпочитали дизели, которых также было два: 72-сильный четырехцилиндровый 2,4-литровый ОМ616 - слабоватый для такого тяжелого (2,8 т полной массы) вездехода и тяговитый пяти цилиндровый ОМ617 мощностью 88 л.с. Дизели обеспечивают неплохую экономичность (расход топлива в пределах 11,8-14,6 л/100 км), но с ними динамика разгона и вибрации с шумом ближе к тракторным. Штатной КП была сначала 4-ступенчатая механическая, позже по заказу стали устанавливать 5-ступенчатую или фирменный "мерседесовский" 4-диапазонный "автомат". С такими агрегатами даже в меру комфортабельные и не блещущие дизайном (хотя для 80-х он на приемлемом уровне) внедорожники, производство которых никогда не превышало 12 тысяч в год, оказались самыми дорогими "джипами" в мире. Эту "пальму первенства" они удерживают до сих пор. Что касается сборки, то она всегда была на высоте и скрипящие панели можно встретить только на совершенно изношенных экземплярах.

До конца 1980-х к перечисленным кузовам добавили длиннобазный пикап грузоподъемностью 955 кг (до 100 кг на крыше) и специальные медицинские "эмбюленсы" с удлиненным задним свесом (как правило, их производили на основе 5-дверного универсала сторонние фирмы).

Хотя автомобиль изначально и разрабатывали для армии, но стоит опасаться дешевых милитаристских версий Steyr-Puch и лицензионного Peugeot J4 (производили с 1981 года). Если их списывают с баланса армий НАТО - значит, кому-то нужно избавится от неликвида. Исключения бывают лесных и межосевой блокировках дифференциалов, не стоит увлекаться "сверхглубоким" бездорожьем, штурмовать которое под силу только танкам.

Проведенная осенью 1989 года модернизация несколько облагородила этот слишком серьезный автомобиль. Внешне машины 90-х можно отличить по скругленным обводам облицовки фар, облицовки радиатора, переднего и заднего бамперов, выступающим накладкам на крыльях и, конечно, роскошной с деревянными вставками панели приборов, практически такой же, как на легковых моделях Mercedes-Benz. В салоне улучшили форму и обивку сидений, двери получили удобные подлокотники, появились различные сервоприводы (боковых стекол и люка в крыше, центральный замок и дистанционная регулировка наружных зеркал), мощная система отопления с четырьмя режимами работы, которую можно дополнить еще и программируемым автономным отопителем. В общем, с учетом увеличенного до 300 тыс. км ресурса автомобиль еще более упрочил свое положение на вершине рейтинга внедорожников. Однако на части утилитарных модификаций (наподобие шасси с кабиной старого образца) можно увидеть и более аскетичное оформление салона, что, правда, незначительно сказывается на весьма высокой цене.

Обновленную гамму (G463) составили: 230GE с инжекторным двигателем М102 мощностью 122 л.с. и 290 GD с пятицилиндровым 95-сильным дизелем ОМ602 D29. Через год появилась динамичная 136-сильная турбодизельная (ОМ603.971) модель 350 GD Turbo (разгон до сотни за 16 с). В 1993 году после смены индексации Mercedes-Benz появилась модель G320 с 3,2-литровым инжекторным 24-клапанным двигателем М 104 мощностью 211 л.с. В 1995-м выпущена экспрессивно-дорогая версия G 36 AMG (3,6 л, 272 л.с., 190 км/ч), но, несмотря на это бесспорное достижение, она ведет себя на бездорожье не хуже и не лучше, чем другие автомобили аналогичного класса. С 1996 года прежний 3,5-литровый турбодизель заменили новым 3,0-литровым 177-сильным (ОМ606), который, в отличие от бензиновых двигателей, более экономичен (14,6 л/100 км в условиях города). Весной 1998 года появилась <эксклюзивная> модель G500 V8 с мощнейшим 296-сильным (456 Нxм при 2800 1/мин) инжекторным двигателем (М119) и адаптивным 5-диапазонным автоматом. Ее максимальная скорость достигает уже 200 км/ч, а разгон до сотни уменьшился до 7,7 с. Номинальный расход топлива 17,7 л/100 км (при минимальных перегазовках). Салон, отделанный кожей и красным деревом, с сиденьями со встроенным электроподогревом максимально роскошен. Видимо, поэтому большая часть "пятисоток" предназначена для рынка России. Вот только неудобно расположены кнопки электростеклоподъемников в тесном пространстве между сиденьями, что весьма странно для такого шикарного автомобиля.

В начале 1998 года состоялась презентация короткобазного кабриолета с автоматически складываемым мягким верхом (его средняя стойка оснащена небольшим окном).

При покупке автомобиля "секонд хэнд" рекомендуем выбрать вариант с гидроусилителем рулевого управления, так как без усилителя ощущения вряд ли будут отличаться от езды на отечественном "козле". Стоит также перед покупкой проверить свои ощущения от того, как ведет себя машина в поворотах. Некоторых покупателей настораживает жесткость подвески и крены кузова - тогда им лучше приобрести менее дорогой, но более комфортабельный американский или японский внедорожник. Эти советы больше пригодятся при покупке автомобилей до 1990 года выпуска (серия G461), поскольку у модернизированных версий (серия G463) эти недостатки были в основном устранены. По проходимости удлиненный пятидверный девятиместный универсал УАЗ-3153 мало в чем уступает пятидверному Gelandewagen, а вот чего всегда в достатке у "арийских" внедорожников G-klasse - это солидности, престижа и цены.

Будьте особенно внимательны при покупке дешевых Mercedes-Benz G, перепродаваемых более двух раз: установить, как такой экземпляр эксплуатировали прежние владельцы, не представляется возможным. Избегайте и машин с фаркопом - износ трансмиссии у них может быть критическим.

Внимание! При покупке любой модели Mercedes-Benz тщательно проверяйте подлинность всех документов на автомобиль, комплект ключей и обязательно проверьте автомобиль по электронной картотеке Интерпола на угон.

Обновлено (21.02.2011 17:01)