За Линией Фронта.

Индекс материала
За Линией Фронта.
Page #
Page #
Все страницы

ЗА «КОЗЛА» ОТВЕТИТЕ

ЕСТЬ ЛЮДИ, У КОТОРЫХ, КАК НИ РЯДИ В ГРАЖДАНКУ, ВСЕ РАВНО ПОД ОДЕЖДОЙ ШТАТСКОЮ ВЕЗДЕ И ВСЮДУ УЗНАЕШЬ ТЫ ВЫПРАВКУ СОЛДАТСКУЮ.

Бывают прозвища гордые и страшные. Например, «волки». А бывают обидные. Этих зовут «козлами». За то, что не в меру жесткие, строптивые и забодают до слез кого угодно. У них масса недостатков, за которые их поносят в миру. Особенно когда сравнивают с зарубежными собратьями. Зато они — настоящие вояки и в бою многим, в том числе и «волкам», дадут прикурить. А не хватит умения, так возьмут числом — «козлов» в России хватает.

ЖИЛ-БЫЛ КОЗЕЛ. И искать далеко не надо. Достаточно заглянуть в любую ближайшую воинскую часть. Ведь автомобили Ульяновского автозавода — прирожденные бойцы, изначально готовые к тяготам и лишениям армейской службы. И гражданская версия любой модели УАЗ — это как бы военный в запасе. Родина скажет — в строй встанут даже ветераны (кстати, так и было: все шедшие в народное хозяйство «уазики» подлежали обязательной регистрации в военкоматах и мобилизации в случае войны). Таков, например, вездеход-внедорожник УАЗ-469, старейший отечественный автомобиль, который с небольшими изменениями и под другими цифровыми индексами выпускается с 15 декабря 1972 года.

Готовить его к войне начали еще в 1955 г. Изучая образцы вероятных противников — Defender, Campanola, Willis, — стали создавать наш джип: переставляли двигатель с зада на перед, меняли подвеску, в том числе и на независимую, примеривали разные кузова… Получился — «козел»? Ну, это потом так стали называть. А в юности многие, и за рубежом тоже, находили его элегантным

 

Испытывали ставший в конце концов грузопассажирским УАЗ-469 вместе с вероятными противниками, гоняя их на волжских полигонах, по степям и пустыням Средней Азии, горам Памира и Кавказа… Короче, по всему имеющемуся бездорожью, которое в военное время становится рокадой. И что? Только «козлы» и выдюжили. А противники сдохли. Еще бы, ведь от испытуемых требовали, например, совершать марш-броски вслед за танковой колонной. А в августе 1974 г. без всяких лебедок, цепей и подготовки три автомобиля УАЗ-469 спокойно взобрались (и съехали) на Эльбрус, на высоту 4000 м. Тому же до зубов вооруженному «Дефендеру» Эльбрус покорился только пару лет назад. И то, залезть-то он туда смог, а слезть — ну никак. А потом — кто его туда тащил? Наши же люди. Во главе с Николаем Никульшиным, известным, между прочим, тем, что когда-то в одиночку на УАЗе (!) проехал зимой от Чукотки до Москвы.

Как же иногда полезно и чертовски приятно полистать странички боевой славы. Да, были машины в наше время. А что же нынешнее племя?

11 ноября 1999 года, военный городок Ракетных войск стратегического назначения Вооруженных Сил России, Московская область, РФ.

ХАСАН ГАНИЕВ — рядовой запаса, личный номер С-667502, ВУС №124259, специальность — водитель БТР 60ПБ, корреспондент журнала «Автопилот» с декабря 1996 года.

ВСЕ КОЗЛЫ. Изначально УАЗ-469 планировался для того, чтобы возить командирские зады, а УАЗ-469Б начальственные, на «гражданке». С этой основной функцией успешно справляются и модернизированные потомки главных «козлов» — военный 3151 и народно-хозяйственный — 31512. Впрочем, есть и другие потомки. И их даже не семеро. Некоторые из них стоят перед нами на плацу подмосковного военного городка. Надраенные, как сапоги, солдатами 2-й автобазы, обслуживающей штаб Ракетных войск стратегического назначения. Впереди, естественно, типичный представитель — УАЗ-3151. Распространен широко, от Чукотки до Таджикистана, поскольку выдерживает как -50oС, так и +50oС. Вот он, родной в доску: со своим простеньким карбюраторным движком УМЗ-4178.10 объемом 2,4 л и мощностью 92 л.с. (67,6 кВт), открытым цельнометаллическим кузовом с мягким верхом и задним откидным бортом, обоими ведущими мостами с колесными редукторами, обеспечивающими дорожный просвет 300 мм… Собственно, для мобилизации гражданского «уазика» надо лишь увеличить клиренс на 80 мм, поставить редукторы, пусковой подогреватель, шины повышенной проходимости да поворотную фару-искатель — и новый рекрут готов.

Хоть он и типичный, но уж очень серенький. Есть родственники поярче. Например, УАЗ-3159 (гражданский аналог УАЗ-3153) с удлиненной на 380 мм базой, двигателем УМЗ-4218.10 с рабочим объемом 2,89 л и мощностью 103 л.с. А вообще, сегодня в армии можно много чего разного увидеть, потому что денег у нее, с одной стороны, на закупку новой техники нет, но, с другой стороны, техника-то нужна, и каждая часть вынуждена сама крутиться. А уж чего она накрутит с «гражданки», самому министру обороны неведомо.

Мы подумали и выбрали «козла» с «наворотами», или автомобиль «люкс» — УАЗ-31514. Водитель его, Сергей, фамилию назвать отказался. «На носу, — говорит, — дембель, а тут ляпнешь вам сдуру военную тайну». Короче, тайну и фамилию не выдал, а про «люкс» и тайны нет. «Люкс» не бог весть какой, от стандарта отличается преимущественно внешне: жесткая крыша, «кенгурин», дополнительные боковые фары, более удобные сиденья, ну и так по мелочи — например, движок стеклоочистителей, кстати, размещенных снизу, а не сверху. Словом, тоже типичный, хоть и эксцентричный. Если у люксового «уазика» есть еще и «червонец» в индексе, то значит — передняя подвеска у него пружинная, а задняя с малолистовыми рессорами. Комфорта больше, но не в ущерб боевой и политической подготовке. В принципе, заводской уют «люкса» можно приблизить к похожему на домашний. Но это, конечно, не по уставу, хотя и зависит от того, кого возишь. У водителя Сергея колпачок на запаске вражеский, с четырьмя колечками, на руле оплеточка кожаная, а на панель пара девчонок симпатичных наклеена… Но ВАИ на это закрывает глаза. Во-первых, Серега — почти дембель, во-вторых, возит не абы кого, в-третьих, не абы кому девчонки тоже нравятся.

КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ. Но хорошее отношение к себе заслужить надо еще. Сейчас у Сергея дембельский аккорд — натаскивает молодого, чтобы передать ему машину. Это часть боевой подготовки. Вообще же, стать водителем командирского «уазика» считается удачей. Для этого требуется немало: иметь права категории «В», отслужить в учебке три месяца, пройти несколько многокилометровых маршей и зарекомендовать себя дисциплинированным солдатом. Это по уставу. Но: страна требует героев, а призывники от армии косят, бензина не хватает, солдата, как ни целуй, везде жопа, он так и норовит либо напиться, либо в самоволку… Словом, жизнь в устав вносит коррективы. На состоянии техники они отражаются плохо. Редко бывает, что придет человек в армию и служит два года на одной машине. Пока более-менее хороший боец за руль сядет, несколько долбо.., короче, плохих сменятся. При этом один обязательно сцепление пожжет, а оно и так, по мнению многих военных водителей, не слишком надежное («А вот еще масло отовсюду гонит», — сокрушается Серега), другой глушак оторвет — низковато он для внедорожника расположен, третий проводку замкнет. Для ремонта и обслуживания техники существует ремонтная рота с малахольным прапорщиком и несколькими относительно толковыми механиками, но к их услугам прибегают только в серьезных случаях, скажем, при смене двигателя, коробки или раздатки, тоже, кстати, слабенькой. Мелкий ремонт лучше делать самому. Объяснение простое — «они там накрутят». На некоторые неполадки приходится закрывать глаза. Вот, например, у нашего люксового «уазика» по правому краю двух колес резину сожрало безбожно. А что делать — экономия. Хотя на бензине и ТО, по крайней мере в этой части, не экономят. Бензин 92-й, хотя и 76-й пойдет, а ТО с заменой масла не зависит от пробега, а проводится раз в полгода. Впрочем, наша часть достаточно благополучная. Чем дальше от столицы, тем нравы жестче. По словам одного из водителей, служившего первые полгода на Дальнем Востоке, он ремонтировал свой автомобиль, снимая запчасти с боевых, стоящих на консервации. «Так ведь это же преступление», — замечаем мы. «А неподчинение приказу командира, орущего, чтоб к девятнадцати ноль-ноль машина была готова, тоже преступление», — парирует он.

Наш дембель с боевых машин винтики не откручивает. По его словам, в части есть «поле чудес» (свалка), где можно найти массу полезных вещей. Оттуда многое берется, и туда многое уходит. Но не сам автомобиль. Он-то практически вечный, ведь никакого ресурса у «уазика» нет. Лишь бы были кузов и рама целыми, а уж навесить остальное — дело ремроты.

Вообще же, стать водителем командирского «уазика» считается удачей. Для этого требуется немало: иметь права категории «В», отслужить в учебке три месяца, пройти несколько многокилометровых маршей и зарекомендовать себя дисциплинированным солдатом.

РОГА И КОПЫТА. По идее «люкс» — это не общага, на много народу не рассчитан. Однако при нас в нем без мата и пыли уместились 8 человек с пятью укороченными «калашами», одним «калашниковым» с подствольным гранатометом, одним ручным пулеметом, одной «мухой» и дымовой шашкой. Но это, конечно, просто мирные забавы. А вдруг война? О, вот тогда-то и выясняется, что любой УАЗ из банального членовоза быстро превращается в настоящую мобильную единицу со страшной козлиной мордой. В российской армии он может использоваться как средство для буксировки системы «Нона-К» (индекс ГРАУ 2Б16), орудия, стреляющего как минами, так и снарядами, а также спаренной зенитной установки ЗУ-23, предназначенной для противовоздушной обороны подразделений ВДВ. Однако и на самого «козла» элементарно устанавливаются многие виды вооружения, и не только рация. В 60-х годах разрабатывалась идея применения телевизионной аппаратуры «Уран» для тактической разведки поля боя. Ее передающая часть размещалась на танке Т-55, приемная — на БТР-50ПУ, а просмотровая — на УАЗ-469. Комплекс обеспечивал передачу изображений на расстояние 12—15 км. Еще грознее «козлы» с минометами, например, с 82-миллиметровыми 2Б14-1. На УАЗах десантно-штурмовых бригад их устанавливают целых два с боезапасом из 116 мин. О ручных пулеметах и гранотометах говорить и вовсе не стоит — достаточно почитать сводки боевых действий в Афганистане и Чечне. Словом, боднуть и лягнуть нашему «козлу» есть чем, и натовским «волкам» не стоит задираться.

БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА СИЗОВА ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА. 



Обновлено (20.02.2011 17:04)