За Линией Фронта.

Индекс материала
За Линией Фронта.
Page #
Page #
Все страницы

ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ

В АНГЛИЙСКОЙ АРМИИ НЕ ЛЮБЯТ УСТРАИВАТЬ АВТОШОУ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ. ПОЭТОМУ МЫ ОТПРАВИЛИСЬ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ШОУ, УСТРОЕННОЕ НАТО.

Приштина находится в английском секторе Косово, и Land Rover, окрашенный в грязно-зеленый цвет, часто мелькает на улицах города. Tут же размещается штаб KFOR, куда постоянно приезжают за новыми вводными из всех частей НАТО — кроме англичан Defender используют итальянская и турецкая армии. Но с крикливыми и экспансивными детьми Средиземноморья мы связываться не стали — не тот масштаб. О серьезной машине надо беседовать неторопливо и с серьезными людьми. Поэтому наш путь лежит в сторону от Приштины, мимо разбитых точечными бомбардировками зданий в 6 Battalion Reme. Это подразделение — так называемое second lane unit (подразделение второго эшелона).

Капрал армии Ее Величества Альберт Купер, руки которого помнят еще легендарный Leightweight, уже 15 лет водит и чинит Land Rover, поэтому знает о нем все. Он объясняет, что по нормативам английской армии к ним передают машины из first lane unit (подразделений первого эшелона) в том случае, если ремонт на передовой занимает более 6 часов. Спрашиваю, что будет, если механики решат сачкануть и просто спихнут работу на вас? Капрал задумчиво качает головой и говорит, что за много лет не припоминает ни одного случая. Почему-то я ему верю…

ХИЩНИК ИЛИ ЗАЩИТНИК?? Официально самое распространенное транспортное средство армии Ее Величества называется Land Rover Truck Utility Medium HS (heigh spec), но солдаты называют автомобиль не иначе как Wolf и кривятся, когда я по инерции называю его Defender. Уже наслышанный о том, что это официальное наименование Mercedes G-Klasse в Бундесвере, интересуюсь у Альберта, не является ли это официальным языком НАТО? Капрал пожимает плечами и клянется, что это всего лишь солдатский жаргон

 

Английская бригада в составе KFOR укомплектована четырьмя основными модификациями Land Rover. Самая распространенная gs vеhiсle — soft top, на базе в 90 или 110 дюймов. Radio vehicle чаще встречается на 110-й базе и представляет собой трехдверный хард-топ. Весьма внушительно, благодаря огромному, немного непропорциональному кунгу, смотрится на улицах Приштины санитарная модификация Medicine. А вот V8 — явление довольно уникальное для европейской армии. Это бронированная версия gs vehicle c бензиновым мотором. Английские военные не очень любят разговоры на тему V8 — своим рождением эта модель обязана событиям в Ольстере, а армия, как правило, не очень-то жалует полицейские функции.

8 ноября 1999 года, расположение 6-го батальона бригады Армии Ее Королевского Величества в составе миротворческих сил в Косово, провинция Приштина, Косово, Югославия.

НИКОЛАЙ КАЧУРИН — лейтенант запаса, личный номер Р-496696, ВУС №808004, состав политический, заместитель главного редактора журнала «Автопилот» с августа 1997 года.

Внутри все «Волки» одинаково серы — сиденья обтянуты дешевым, но прочным дерматином, пол и боковые двери отделаны одинаковым черным ровным пластиком. Вместо ручек для открывания дверей — простые металлические крючки. Боковое стекло не цельное, опускающееся вниз, а двойное. Задняя половина просто сдвигается вбок, а для ее фиксации существует небольшая ручка, напоминающая механическую регулировку боковых зеркал. Между водителем и пассажиром вертикально расположен держатель для двух автоматов Enfield L85A1. Отличается от гражданской версии и организация всей светотехники — всего существует пять различных позиций. К привычной схеме габариты—ближний—дальний добавили еще две комбинации, применяемые при движении в колонне. Ими же пользуются для светомаскировки в военное время — например, предусмотрен режим, когда не работают тормозные огни. Запаска в хард-топах, как правило, висит сбоку. На машинах с брезентовым верхом она лежит на капоте, но большинство водителей в Косово крепят ее на передний бампер перед радиатором — пижонство, якобы защита от лихих местных водителей. Начальство эту самодеятельность не поощряет.

ЛИШНЯЯ ДЕТАЛЬ. На «Вульф» устанавливается дизельный двигатель объемом 2,5 литра. Это немного устаревший «лэнд-роверский» мотор, но военные любят его за надежность, отсутствие электроники и потрясающую ремонтопригодность. Намучившись с регулировкой бензинового двигателя в собственном стареньком Range Rover, ехидно интересуюсь у капрала, как он относится к ремонту бронированного V8 — например, к процедуре регулировки угла опережения зажигания. В холодно-вежливых капральских глазах проскакивает искра искреннего интереса с залетному штатскому. Когда же я описываю свои мучения при откручивании-закручивании гайки крепления трамблера, Альберт молча подводит меня к V8, открывает капот и демонстрирует, что его военные механики просто выкинули одну деталь, которая, собственно, эту гайку и закрывает. После чего честно признается, что горячей любви к бензиновым двигателям в армии не испытывают.

Основные узлы трансмиссии, мотор, даже передаточное число понижающей передачи у «Вульфа» полностью адекватны гражданской версии. Разве что у некоторых машин усилены пружины и мосты, чтобы не терялись скоростные и внедорожные качества при полной загрузке личным составом — это двенадцать человек с автоматами, касками, бронежилетами и прочей амуницией.

Кстати, об амуниции. На заводе в Солехилле «Вульф» готовят под любые прибамбасы, заказанные армией. Держатели для лопат, автоматов, раций и прочей мишуры устанавливаются в процессе сборки машины. В армии только прикручивают соответствующее оборудование, которое централизованно закупается военным интендантством.

РОЗОВАЯ КАРТОЧКА. В английской армии не существует водителей как таковых. В transportation section (аналог нашего автобата), как в закрытом парке, стоят машины. Боец, получив вводную от командира, записывается в журнал учета и едет, куда приказано. Но для того чтобы получить право пользоваться «Вульфом», надо все же иметь так называемый pink slip — документ действительно трогательного розового цвета, типа «прав», подтверждающий умение управлять этой машиной. Этот pink slip после обучения можно получить в любом армейском подразделении — transportation section следит за тем, чтобы их владельцев было достаточное количество и машины не простаивали без дела. Раз в год проводится переэкзаменовка, о чем делается соответствующая запись в pink slip.

Война оказалась делом более легким, чем Camel Trophy. По крайней мере, претензий у военных к «Вульфу» практически нет. Разве что солдаты брюзжат, что трудно залезать внутрь через откидывающийся вниз задний борт. Еще их раздражает отсутствие в машине… штатной магнитолы. Для того чтобы поставить не предусмотренную уставом «музыку», нужно получить разрешение чуть ли не с Трафальгарской площади. Столь же категорично капрал Альберт отверг возможность наличия в машине различных амулетов, фотокарточек и прочей мишуры. Военная инспекция строго карает такую самодеятельность, вплоть до лишения pink slip. «Не то что ваши, — ехидно заметил мой собеседник, — развесят свои бронежилеты на окнах и катаются». Пришлось объяснять, что бронежилет, перекинутый через полуопущенное стекло, спасает от шальной очереди, пущенной «от пуза». Капрал тяжело задумался, и взгляд его уперся в английский бронежилет, который трогательно застегивается спереди на молнию.

Претензий у военных к «Вульфу» практически нет. Разве что солдаты брюзжат, что трудно залезать внутрь через откидывающийся вниз задний борт. Еще их раздражает отсутствие в машине… штатной магнитолы.

В РАСХОД. Упоминание о том, что немецкие «Вольфы» ремонтируются на гражданском сервисе, вызывает презрительную капральскую усмешку: в английской армии ремонт ни за что не доверят людям, которые не умеют ходить строем. Г-н Купер с неохотой признался, что много лет тому назад армия пыталась отремонтировать по гарантии пару «Вульфов». Вспоминать об этом капрал не любит, а армия с тех пор предпочитает сама готовить профессиональных механиков, которые отвечают за свою работу чуть ли не по законам военного времени.

Но инструкцию по эксплуатации Land Rover военные чтут, как Устав внутренней службы — замена жидкостей и «расходников» производится в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Раз в полгода машины проходят ТО1, раз в год — более тщательный осмотр. Все расходные материалы transportation section получает от интендантской службы, которая сильно жалуется на дороговизну оригинальных запчастей Land Rover.

КТО БОЛЬШЕ. Срок службы «Вульфа» не всегда зависит от пробега. Многие машины перебираются на базах в Англии, где из трех собирается одна, и возвращаются в свою часть. Так что вопрос «дембеля» — это, скорее, вопрос времени. Случается так, что под списание попадает машина с очень маленьким пробегом, но давнего года выпуска. Например, с аэродромов. Все они направляются в Англию на аукцион военного имущества, регулярно проводимый министерством обороны. Система работает так: стоит ряд машин, и покупатель кладет на капот в конверте ту сумму, за которую он готов ее купить. Когда на капоте два конверта и более — выигрывает тот, кто не поскупился. Остальным просто возвращают деньги.

Если вы вдруг соберетесь купить «Вульфа» в Англии, да к тому же ваш конверт выиграет, помните наш один бесплатный совет — все натовские машины имеют в обязательном порядке два аккумулятора и бортовую сеть не в 12 а в 24 вольта. Выводы делайте сами.



Обновлено (20.02.2011 17:04)