От «джипа» до «пигмея»: легковушки Второй мировой

От «джипа» до «пигмея»: легковушки Второй мировой

Обойдемся без танков и «Катюш» на базе грузовиков – это тема для отдельной статьи. В те нелегкие годы на русской земле исправно несли службу и легковушки, как минимум три из которых навечно останутся в памяти даже тех, кому автомобильная история, по сути, безразлична. Речь о легендарном Willys, «эмке» и ГАЗ-67.

Первая машина из этого списка никакого отношения к отечественному автопрому не имела. Американский внедорожник, ставший прообразом современных Jeep (в первую очередь – модели Wrangler), поставлялся в СССР по ленд-лизу. Всего за годы Великой Отечественной войны к нам «приехали» почти 50 тысяч Willys. Внедорожник простейшей конструкции оснащался четырехцилиндровым 60-сильным двигателем объемом 2,2 литра и трехступенчатой «механикой». Разогнаться он был способен до 104 километров в час. Машину в Красной армии быстро оценили по достоинству. Использовали ее либо как командирский автомобиль, либо как «тягач» для противотанковых пушек. А еще – как санитарную машину и машину разведки.


Willys MB
Willys MB
Ford GPW
Ford GPW
ГАЗ-М1
ГАЗ-М1
ГАЗ-М1
ГАЗ-М1
ГАЗ-64
ГАЗ-64
ГАЗ-67
ГАЗ-67

Любопытна сама история как марки Willys, так и их армейского «джипа». В 1905 году небольшую компанию Standard Wheel, что специализировалась на производстве велосипедов и легковушек, купил предприниматель по имени Джон Норт Виллис. Отсюда и название. Машины пользовались определенным спросом, но настоящий «взрыв» состоялся в 41-м году. Минобороны США объявило конкурс на производство военных внедорожников, первое место в котором заняла компания Willys-Overland Motors. И первые Willys MB (именно они были теми самыми «виллисами», что поставлялись в СССР) сошли с конвейера уже в конце 41-го. Несколькими месяцами позже за производство этих машин взялся и Ford (эти автомобили носили имя Ford GPW). Всего было выпущено почти 650 тысяч армейских внедорожников.

Что такое Jeep?

К сожалению, ничего кроме Willys MB компания-производитель предложить рынку не смогла ни в годы войны, ни после ее окончания. В 53-м Willys-Overland объединилась с Kaiser Fraser, а спустя десять лет название компании поменялось на Kaiser-Jeep Corporation. Соответственно, производимые ею автомобили также сменили имя. Они стали называться Jeep. С 69-го года эта марка вошла в состав концерна American Motors Co., который через 18 лет был поглощен концерном Chrysler. И мир увидел легендарные Cherokee и Grand Cherokee. Но это уже совсем другая история.

Что же касается названия марки Jeep, которое со временем стало именем нарицательным, то считается, что оно произошло от тех Willys, что выпускала компания Ford. Вернее, от сокращения GPW, в котором первая буква означает «государственный заказ», вторая – «автомобиль с колесной базой до 80 дюймов» и третья – «тип Willys». Согласитесь, «джи-пи» и «джип» звучат почти идентично.

Впрочем, не «джипами» едиными... Советский автопром тоже отметился на военной карте. В первую очередь «эмкой». Как и большинство автомобилей, выпускавшихся в СССР, этот не был создан с нуля отечественными инженерами. Прообразом стал Ford Model A, заменивший в Америке легендарный Ford T. Пока страна готовилась к производству собственной машины на базе «модели А», «американца» собирали в Нижнем Новгороде и Москве. Советская версия сначала называлась ГАЗ-А, а затем – ГАЗ-М1. Дата рождения «эмки» – 1936 год. Модернизация была достаточно серьезной: двигатель стал мощнее (пятьдесят лошадок против сорока под капотом у прототипа), машина получила усиленную раму и четыре рессоры вместо двух. С началом войны большинство «эмок» оказались на полях сражений – в качестве штабных автомобилей. Выпуск ГАЗ-М1 был прекращен в 43-м году.

Военная блоха

Не обошлись в Советском Союзе и без собственного Willys. В 41-м был дан приказ: сделать аналог американского военного внедорожника. Работа закипела. И результат ее был представлен ровно через 51 день. Со столь космической скоростью был создан так называемый «Прототип Р-1», который позже превратился в ГАЗ-64, а через год – в ГАЗ-67, который и прозвали «русским виллисом». А еще – «козликом». Стал ли он лучше своего аналога из Соединенных Штатов? В чем-то да, в чем-то нет.

ГАЗ-67 по сравнению с Willys был намного более прост в ремонте, что неудивительно, поскольку часть агрегатов инженеры позаимствовали с «полуторки» и «эмки». По проходимости он превосходил «американца», да и по буксировочным показателям – тоже. Другой вопрос, что ГАЗ-67 уступал «джипу» в динамике, комфорте и управляемости, притом что и Willys был абсолютно утилитарным авто, которое по тем же показателям не шло ни в какое сравнение с легковыми машинами 40-х и 50-х годов. Немного технических характеристик: двигатель – четырехцилиндровый, объемом 3,3 литра, мощностью 54 лошадиных силы, коробка – «четырехступка», разумеется, механическая, максимальная скорость – 90 километров в час.

Любопытно, что в Красной армии этот внедорожник звали не только «козликом». Был он и «пигмеем», и «блохой-воином», и «Иваном Виллисом», и даже «ХБВ», что расшифровывается как «Хочу быть виллисом». ГАЗ-67 прожил на конвейере вплоть до 1953 года, когда была показана новая модель. Она выпускалась затем 20 лет и стала не менее легендарной, но уже в мирное время. Речь, конечно, о ГАЗ-69.

Александр Кузьмин