Топливная катастрофа в России: худшее миновало
В апреле и мае 2011-го автомобилистов нокаутировали известием: в стране не хватает бензина и дизтоплива. На АЗС выстроились очереди, цены скакнули вверх – вплоть до 50 рублей за литр, в некоторых регионах были введены давно позабытые талоны. Однако, уверены нефтяники, теперь можно вздохнуть спокойно.
«Сегодня нефтяные компании и независимые продавцы в состоянии стабилизировать рынок. Рынок насыщен нефтепродуктами, очередей на заправочных станциях нет, отсутствие бензина не чувствуется во всех регионах», – заявил президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов в интервью телеканалу Russia Today.
Однако всегда, даже в самых тепличных условиях, цены будет колебаться. Глава «ЛУКОЙЛа» объясняет это их зависимостью «от мирового рынка, от курсовых показателей, как рубль-евро, рубль-доллар». «Они будут колебаться от сезонности – зимний период, летний период – то есть это нормальное явление. Главное, чтобы они колебались в тех пропорциях, которые объективно отражают стоимость нашего товара», – уверен Алекперов.
Первым от дефицита ГСМ пострадал Алтайский край, затем цены на топливо начали расти в Сибири и Забайкалье, в Брянской, Белгородской, Тамбовской областях. На одном из автомобильных интернет-форумов в теме обсуждения цен на топливо участник из Ангарска (Иркутская область) сообщил, что за один только уикенд стоимость литра 92-го выросла с 24 до 26,2 рублей.
Правительство РФ отреагировало на топливный кризис карательными мерами. Уже в конце апреля Федеральная антимонопольная служба начала проверку в отношении поставщиков нефтепродуктов в 20 регионах России, а экспорт бензина был обложен запретительными пошлинами, которые затем продлили еще на месяц – до конца июня 2011 года.
Ситуация стабилизировалась только к июню. Тогда же в Минэнерго назвали причины бензинового кризиса. По мнению министра энергетики РФ Сергея Шматко, объективно их было четыре. Первая из них – премия, образовавшаяся в марте-апреле при поставках нефтепродуктов на экспорт по сравнению с поставками на внутренний рынок. В результате часть топлива с внутреннего рынка ушла за рубеж. Вторая причина – введение ограничения на оборот внутри страны бензина и дизтоплива класса Евро-2. Третья – сезонный пик ремонтов на НПЗ. И четвертая – неподготовленность ряда независимых операторов АЗС к работе в современных условиях.
Александр Кузьмин