Пройти техосмотр по новым правилам не удастся никому
Реформа процедуры техосмотра автомобилей, за которую весной 2011 года взялся Дмитрий Медведев, находится под угрозой срыва. Новый закон о правилах прохождения государственного технического осмотра вступает в силу 1 января 2012 года, однако ответственные ведомства до сих пор не подготовили часть нормативных и законодательных актов. В итоге – новые талоны ТО еще не запущены в печать, СТО не получили аккредитацию на проведение технического осмотра от Российского союза автостраховщиков, даже стоимость самой процедуры прохождения техосмотра во многих регионах пока не известна. Жертвами несогласованных действий чиновников и страховщиков могут стать миллионы россиян, которые не получат страховой полис ОСАГО без предъявления талона ТО.
Когда новый закон вступит в силу 1 января 2012 года, инспекторы ГИБДД не будут проверять талон ТО – он нужен будет только для получения полиса ОСАГО. Новым автомобилям, возрастом до трех лет, проходить техосмотр не нужно, а для всех остальных процедура прохождения ТО должна стать проще и быстрее. В идеале получить заветный талон можно будет как на одном из 2,5 тысяч уже существующих пунктов техосмотра, так и у официальных дилеров и в автосервисах. Однако сторонние организации сейчас не могут получить аккредитацию от Российского союза автостраховщиков, поскольку подзаконные акты, регламентирующие эту процедуру, пока не приняты.
Кроме того, не решен вопрос с подключением новых пунктов технического обслуживания к базе данных ГИБДД. Для этого подрядчик ведомства разрабатывает некий информационный комплекс, установка которого будет стоить сервисным центрам около 300 тысяч рублей. Мало того, информационная система пока представлена только в виде презентационных слайдов и еще не ясно, сколько времени реально уйдет на ее окончательную реализацию и «обкатку». Представитель разработчиков МВД лишь пообещал, что к 1 января 2012 года программный комплекс будет работать.
Еще одним препятствием на пути реализации нового регламента прохождения технического осмотра автомобилей может стать кадровый дефицит. Требования Минпромторга к специалистам, заверяющим прохождение ТО, очень строгие: высшее специализированное образование и два года стажа либо непрофильное высшее и три года стажа плюс диплом о дополнительном образовании «эксперта по техконтролю и диагностике автотехнических средств». Кроме того, специалисты должны обладать автомобильными правами той категории, которую будут инспектировать в ходе ТО. Среди участников встречи, которую организовали Российский союз автостраховщиков и союз организаций технических экспертов «Техэксперт» для разъяснений нового закона, в зале нашелся только один сотрудник, подходящий под эти жесткие требования Минпромторга.
До вступления закона о новом регламенте прохождения техосмотра остается меньше двух недель, а осталось множество проблем. Среди них: