Война по Хамски

ДОСТАТОЧНО ЛИ ДВУХ ДЕСЯТКОВ ЛЕТ ДЛЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕГЕНДЫ? В АМЕРИКЕ ЭТОТ ВОПРОС МОЖНО СЧИТАТЬ РИТОРИЧЕСКИМ.

Ипричина этого вовсе не в короткой, как заметил бы спесивый европеец, исторической памяти жителей Нового Света. На сей раз выдающаяся инженерная мысль, боевой опыт и внимание прессы за считанные годы родили настоящую легенду, имя которой — труднопроизносимая аббревиатура HMMWV.

ПАМЯТИ ГЕНЕРАЛА ХУДА. Генерал Джон Белл Худ возглавлял бригаду войск конфедератов во время войны Севера и Юга, и спустя век, в 1941 году, благодарный Техас увековечил память военачальника, назвав его именем гигантскую территорию, сравнимую по площади с крупнейшими техасскими мегаполисами — Хьюстоном и Далласом. Здесь, в Fort Hood, на военной базе, где дислоцированы две дивизии армии США, нам была предоставлена уникальная возможность встретить легендарную машину HMMVW, военную версию знаменитого HUMMER, в ее естественном окружении. До нас сюда не ступала нога русского журналиста, к тому же обутая в тяжелый армейский ботинок

 

Вот они стоят под жарким ноябрьским солнцем, бессчетные ряды машин, обладающих, казалось бы, несовместимыми вещами — большим дорожным просветом и словно прижатым к земле характерным силуэтом. Понятно, почему во время репортажей о знаменитой «Буре в пустыне» внимание репортеров было приковано именно к этим, легко разрезавшим ближневосточные дюны внедорожникам. Потрясающий военный дизайн вызвал настолько большой резонанс, что фирма-производитель AM General, всегда специализировавшаяся только на военных заказах, решила выпустить гражданскую версию HMMWV, известную под более внятной аббревиатурой HUMMER. Кстати, HMMVW (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, что лучше всего перевести как «многоцелевое высокоподвижное и надежное транспортное средство») для легкости произношения окрестили Hum-vee, и это слово так же, как HUMMER и HMMWV, стало зарегистрированной торговой маркой фирмы AM General.

«Сколько Hum-vee здесь, в Fort Hood?» — «Точно не знаю, может, десять тысяч, а может, пятнадцать…» Точная цифра, конечно же, существует. Просто вопрос не по адресу: нами занимаются специалисты армии США, а в данном контексте — «специалист» всего лишь воинское звание, предшествующее сержантскому. Нам определенно везет: три выделенные нам машины из числа тех, что воевали в Ираке и Боснии. Мы попали в отделение, «ответственное за ближневосточную зону», поэтому все машины, танки и бронетехника здесь окрашены в песочный цвет. Даже те, которые были в Боснии, сменили свою зелено-черно-коричневую камуфляжную окраску на цвет пустыни.

5 ноября 1999 года, военная база армии США Форт-Худ, штат Техас, США. ДМИТРИЙ ПОПОВ — лейтенант запаса, личный номер Т-897681, ВУС N606008, состав инженерно-технический, обозреватель журнала «Автопилот» с октября 1996 года.

РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ ВОЙН. «Нам нужна вода. Здесь есть поблизости река?» — спрашиваю я без особой надежды. Вокруг на многие мили выжженные солнцем ровные техасские просторы. «Yes, sir. В двух милях отсюда есть ручей». Со специалистом Полом Уэстом мы говорим по-русски. До службы в армии ему довелось пожить в России и даже проучиться два курса в МГИМО. Он рассчитывает, что знание русского и армейский опыт помогут ему сделать карьеру в полиции или ФБР.

Сказать, что интерьер Hum-vee спартанский, будет слишком мягко: рычаг коробки-автомата выглядит почти абсурдно среди сурового армейского железа. Все свободное пространство заполнено металлическими полками, на которых расположены военные приборы, старые запчасти, обмундирование и все, что лень носить в руках.

Мы проезжаем мойку, стрельбище и паркинг, на котором можно различить полный модельный ряд продукции AM General. Изначально он составлял шесть базовых моделей, с тех пор это число почти не менялось, и здесь, по словам специалиста Уэста, можно найти не меньше 20 самых различных конфигураций этой шестерки.

 

Семейство Hum-vee сменило сразу несколько машин, стоявших на вооружении американской армии и выполнявших самые разные функции, — от легких Jeep до «скорой помощи» и грузовиков.

Шесть моделей Hum-vee различаются строго по своим функциям и помимо номерных носят чисто утилитарные названия, скажем, «перевозчик оружия». Перевозка грузов и небольшого отряда солдат — задача M998 и M1038, самых распространенных моделей, которые могут быть в зависимости от задачи двух- или четырехдверными, а также с мягкой или жесткой крышей. Двухдверная модель способна разместить соответственно двух человек в кабине и 8 человек на скамейке позади кабины. Эти модели обычно не бронированные, кроме того, двери здесь тоже опции и могут не устанавливаться вовсе. Вообще, двери у моделей, предоставленных нам, были довольно интересными: вместо замков — пластмассовые запоры, вместо стекол — целлулоид, прикрепленный к раме обычной молнией. Четырьмя жесткими дверьми и металлической крышей наделены модель M966, TOW-носитель, обычно бронированная машина, начиненная всем возможным электронным оборудованием, ночными прицелами, цифровой связью, GPS и так далее. На это, кстати, указывают три различных вида антенн, установленных на машине. Ракетная система TOW способна вращаться на все 360 градусов.

Бронированный оруженосец M1026 может быть оснащен дополнительной броней — эта модификация обычно поступает на вооружение морской пехоты США. Хотя стандартное бронирование подразумевает расположение защитных материалов как снаружи, так и внутри. Среди оружия, которое может быть установлено, 40-миллиметровая автоматическая пушка MK 19 Mod3 и 7,62-миллиметровый пулемет M60.

Две другие модели — это машины, переоборудованные для медицинских целей и перевозок радио- и компьютерного оборудования. Основное их отличие — дополнительные объемы, размещенные на стандартной платформе Hum-vee, причем крыша кабины тоже используется как место для установки оборудования, принципиально иная система электроснабжения и различные объемы двигателей. Бронированная «скорая помощь» M997, например, способна вместить помимо сидящих в кабине еще двух человек из медперсонала и 8 пациентов.

Стандартный Hum-vee оснащен 6,5-литровым дизельным восьмицилиндровым двигателем мощностью 150 лошадиных сил, 3- или реже 4-ступенчатой автоматической коробкой передач, независимой подвеской всех четырех колес. Это обычный стандарт для Hum-vee. Конечно, необходимость удовлетворять растущие потребности армии не раз заставляла AM General совершенствовать свои машины. Так, в 1991 году появился вариант, предназначенный для сверхтяжелых перевозок, так называемый Heavy HMMWV, а в 1994 году появилась серия A-1 с усовершенствованными шасси, более комфортным интерьером, на некоторых машинах был даже установлен долгожданный кондиционер, а годом спустя — серия A-2 с новым, чуть более мощным двигателем и электронной автоматической трансмиссией.

ЗАПРЕЩЕННАЯ МАШИНА. Главное, что требовалось от Hum-vee — легкая управляемость. Не только раненый солдат, но и женщины, которые могут служить в армии США наравне с мужчинами, должны без труда справиться с этой угрожающей, на первый взгляд, автомобильной массой. Кстати, «командирскую» машину, на которой мы просили продемонстрировать самые сложные внедорожные пируэты по дороге через ручей, вела юная техасская леди. Форсирование ручья не обошлось без жертв. После переправы вся команда была по уши в грязи, а жестяной номер «Автопилот» унесло бурное течение.

На одном из автомобилей на стекле написано слово Hammer. Никакой связи с гражданской версией Hum-vee, которая к тому же пишется через «u». Это всего лишь фамилия специалиста, занимающего водительское место и обслуживающего машину. А это не такая простая задача, как кажется. С одной стороны, у AM General нет своих собственных сервисных станций, с другой — автомобиль должен работать до последней стадии износа и не быть оставленным вне армейского контроля. Только подвеска диагностируется и ремонтируется на специализированном гражданском сервисе.

Например, «командирский», как уверяет обслуживающий его специалист, был выпущен в 1986 году, сменил три двигателя и две трансмиссии, отвоевал свою «бурю в пустыне» и еще вполне готов оставаться в строю. Окончательно списанная машина разбирается военными на пригодные части, а все остальное либо уничтожается, либо поступает обратно AM General. Служит машина, таким образом, от 12 до 15 лет, то есть срок вполне сравнимый с двадцатилетним юбилеем такого явления, как HMMVW. Продажа Hum-vee гражданским лицам в США строго запрещена законом, поэтому военная база и очередной блокбастер Голливуда — единственные места, где можно увидеть этот автомобиль.

А ЧТО ЕЩЕ… Слишком давно не воевали американцы на своей территории. А опыт ведения боевых действий на заокеанских плацдармах сводит военную доктрину Пентагона к тактике времен Мексиканской войны — тактике быстрых кавалерийских наскоков. Небольшой Willys MB, точнее, все послевоенные его модификации, для таких действий не подходит — слишком мал. Тяжелый «бортовой» грузовик с тентом и надписью people или гусеничный бронетранспортер типа M103A1 тоже — слишком тихоходны и требуют наличия за спиной крепкого тыла. Отсюда и проистекает феномен Hum-vee — единая платформа, на базе которой можно создавать великое множество модификаций. Ни Mercedes, ни Land Rover, ни тем более наш УАЗ такими возможностями не располагают.

Именно поэтому специалисты в области военной колесной техники считают одноклассниками Hum-vee машины, которые могут немного больше, чем обычные джипы. Это немецкий UNIMOG, швейцарский MOWAG, французский PANHARD. Если бы наш ГАЗ-66 был немного меньше, то, несомненно, попал бы в эту компанию.

Европейцы пока обходятся более легкими военными автомобилями. Хотя на их базе и производятся полноприводные монстры, призванные выполнять спецоперации вдали от исторической родины. Например, Special Operation Vehicle, так называемая «розовая пантера», созданная на базе Land Rover 130 и используемая SAS (Special Air Service) преимущественно на Ближнем Востоке. Но все равно это не сравнится с обилием модификаций Hum-vee.

Кстати, вслед за американцами, российская армия давно задумалась о перевооружении — несколько лет тому назад на полигоне в/ч 63539, в миру известном как Научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники МО РФ, мы видели пару новых УАЗов. Внешне они напоминали Land Rover Defender — длинная база, пружинная подвеска, дизельный мотор. Но денег не хватило, и тот УАЗ в серию так и не пошел. Агентура донесла, что один в виде металлолома лежит за воротами, второй лишился мотора и грустно стоит рядом, дожидаясь, когда его продадут автоколлекционеру из Прибалтики. И никто не прячет их в закрытый бокс в соответствии с графиком пролета над в/ч американских спутников-шпионов. В те же времена мы видели на полигоне и «русский хаммер» Заволжского завода. Как и Hum-vee, он больше похож на бронетранспортер, чем на джип. В теленовостях из Чечни этой машины не видно, зато ее гражданская версия с надписью «Водник» на бортах мелькала на МИМС’99.

Но это все лирика — суровая практика состоит в том, что на дорогах того же Косово армии практически всего мира передвигаются только на тех четырех автомобилях, которые описаны выше. И в своей гражданской версии они доступны любому покупателю — были бы деньги. Естественно, мирные модификации отличаются от военных собратьев, как штабной генерал от солдата-первогодка. Но молва гласит, что автомобиль, изначально разработанный для нужд армии — а так оно и было с Mercedes G-Klasse, Land Rover Defender, УАЗ и Hummer, — по определению более надежный. Утверждение спорное, но удивительно живучее.